Опыт автоматизации деятельности регистратуры поликлиники ЛПУ
- Лаблюк Ф.П., главный врач Новоусманского ТМО, председатель комиссии по здравоохранению Воронежской Областной Думы, заслуженный врач РФ,
- Уразов А.И., заведующий рентгенофлюорографическим отделением Новоусманского ТМО,
- Бурляев И.В., ведущий инженер-программист ИВЦ ТМО-10, к.т.н. (г.Воронеж)
Рассматривается опыт комплексной автоматизации документооборота ЛПУ Новоусманского ТМО Воронежской области. Подробно рассматриваются основные принципы автоматизации деятельности регистратуры поликлиники Новоусманского ТМО в рамках решения задачи комплексной автоматизации ЛПУ.
После ознакомления с содержимым данной статьи наш постоянный читатель, по-видимому, обратит внимание, что она продолжает серию публикаций, посвященных опыту комплексной автоматизации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) (см. "Консилиум" .. 1-2 '1999 (стр. 33-36), 5 '1999 (стр. 42-43), 7-8 '1999 (стр. 15-16)).
Настоящую статью авторы хотят посвятить опыту автоматизации регистратуры поликлиники, как одного из основополагающих элементов комплексной автоматизации ЛПУ.
Почему автоматизация регистратуры поликлиники является основой автоматизации ЛПУ? В ранее опубликованных статьях, посвященных теме автоматизации ЛПУ, было определено, что основой информационной системы ЛПУ, имеющего приписное население, должен являться единый регистр детского и взрослого населения территории обследования. Из этого положения следует сделать вывод, что деятельность регистратуры поликлиники имеет непосредственное отношение к формированию и ежедневной актуализации регистра населения. По мнению авторов, выбор регистратуры поликлиники в качестве основополагающего субъекта автоматизации ЛПУ вполне обоснован, поскольку через эту службу за определенный период времени проходит практически все детское и взрослое приписное население.
Самостоятельным программным модулем ИПАК "ФИРРС АРМ", предназначенным для автоматизации деятельности регистратуры поликлиники городского или сельского ЛПУ, является программный продукт (ПП) "РЕГ АРМ" (см. . 5 '1999, стр. 42-43). В данной статье мы не будем подробно останавливаться на проблемах формирования регистра приписного населения, поскольку они уже были рассмотрены ранее (см. . 7-8 '1999, стр. 15-16).
Какими основными принципами следует руководствоваться при построении системы автоматизации регистратуры поликлиники ЛПУ? Основными принципами построения системы автоматизации регистратуры поликлиники ЛПУ являются:
выбор схемы организации графиков врачей, ведущих прием в поликлинике ЛПУ;
возможность гибкой настройки графиков врачей за произвольный период времени;
возможность записи пациента на прием к врачу на продолжительное время (до 1-го мес.);
возможность регистрации первичных и повторных посещений в поликлинике, а также посещений на дому;
ежедневное пополнение журнала работы регистратуры.
График врача, ведущего прием больных в поликлинике ЛПУ, должен содержать следующие данные:
режим работы (временная схема работы врача);
нормативное количество посещений за одну смену в поликлинике и на дому;
средняя продолжительность одного посещения;
интервал и количество повторных посещений;
текущее состояние работы врача.
Регистрация текущего состояния работы врача является ключевым моментом в его графике, поскольку позволяет хранить информацию о причине отсутствия врача (например, больничный лист, отпуск, курсы усовершенствования и т.д.). Также важна регистрация периода нерабочего состояния, во избежание возможной некорректной записи пациента на прием к врачу, отсутствующего в этот период. Возможность регистрации состояния работы врача позволяет рядовому работнику регистратуры ЛПУ, ведущему запись пациентов, выдавать талоны только к фактически работающим врачам, а также располагать информацией о размере интервала вынужденного отсутствия каждого врача.
При формировании графика работы врачей следует учитывать максимальное количество рабочих дней каждого врача, на которые возможна запись пациента. В информационной системе Новоусманского ТМО используется 24-х дневная схема формирования графика работы врачей. 24 дня - это наиболее оптимальный срок, необходимый для регистрации записи пациентов к врачам поликлиники ЛПУ. Тем не менее, изменение количества дней графика работы врача можно изменить в сторону уменьшения или увеличения, произведя необходимые программные настройки. График работы врачей должен содержать только рабочие смены, в том числе рабочие субботы, и не должен содержать выходные и праздничные дни.
Организация работы регистратуры поликлиники ЛПУ, реализованная в ПП "РЕГ АРМ", предусматривает однократное первоначальное формирование графика работы врачей на продолжительный период времени (24 рабочих дня). Далее предусмотрено ежедневное автоматическое добавление одного рабочего дня к сформированному графику. В свою очередь, данные о прошедшем дне автоматически заносятся в журнал работы регистартуры поликлиники. В журнал работы регистратуры заносятся данные о количестве первичных и повторных посещений, а также посещений на дому, за каждый рабочий день для каждого врача поликлиники ЛПУ. Этот документ полезен для объективного анализа нагрузки работы каждого врача за произвольный период времени.
Одной из особенностей ПП "РЕГ АРМ" является возможность изменения графика работы врача за любой период времени. Минимальным интервалом изменений графика работы врача принята одна смена.
В системе автоматизации деятельности регистратуры поликлиники ЛПУ особенно важен вопрос выбора формы заполнения талона амбулаторного пациента, выдаваемого пациенту на руки. Форма талона амбулаторного пациента должна соответствовать форме . 025-10/у-97, приведенной в приказе МЗ РФ . 46 от 14.02.1997. Обязательным условием в рамках решения задачи комплексной автоматизации деятельности ЛПУ является наличие в регистратуре результатов последних ФЛО пациентов, а также данных подошедших и последних произведенных прививок. Этими сведениями также должен располагать врач, к которому пациент записывается на прием, поэтому они быть должны быть отражены в талоне амбулаторного пациента. Форма талона амбулаторного пациента, разработанная и используемая в Новоусманском ТМО, приведена на рис. 1. Как мы видим, форма талона амбулаторного пациента состоит из трех частей. Каждая часть талона несет функционально законченную информацию. Верхняя часть талона является собственно талоном на прием к врачу, где располагаются паспортные данные пациента, а также дата, время приема, номер кабинета, фамилия и специальность врача, к которому произведена запись. Средняя часть талона содержит данные паспортной части пациента, сведения о полисе обязательного медицинского страхования, данных последного ФЛО пациента, данных последних произведенных прививок, а также медицинских услугах, оказанных пациенту и т.д. По сути, средняя часть талона является основой для оплаты медицинских услуг, оказанных пациенту в ЛПУ, страховыми медицинскими организациями или территориальными (федеральными) органами ОМС, а также несет статистическую информацию. Нижняя часть талона является носителем данных о медицинских услугах, оказанных пациенту. Таким образом, средняя и нижняя части талона амбулаторного пациента несет полные статистические данные по определенному случаю обращения пациента в поликлинику ЛПУ, необходимые для службы медицинской статистики ЛПУ.