Медицинская информационная система: комплексное решение
(Москва, "Здравоохранение", N 8 '2003)

Лаблюк Ф.П., главный врач МУЗ "Новоусманская ЦРБ", президент совета общественной организации "Ассоциация работников здравоохранения Воронежской области", заслуженный врач РФ,
Уразов А.И., заместитель главного врача ЦРБ по информационному обеспечению,
Бурляев И.В., разработчик-программист медицинской информационной системы "ФИРРС АРМ", к.т.н.

Рассматривается практический опыт внедрения системы комплексной автоматизации на примере медицинской информационной системы МУЗ "Новоусманская ЦРБ Воронежской области". Рассматривается опыт построения ме-дицинской информационной системы ЛПУ, особое внимание уделяется применению комплексного подхода к по-строению информационной системы, приводятся примеры интеграции различных программно-аппаратных платформ для комплексного решения задачи автоматизации ЛПУ, подводятся итоги и рассматривается эффективность исполь-зования медицинской информационной системы ЛПУ.Рассматриваются организационные, технические, программные и экономические аспекты комплексной автоматизации основных медицинских направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений. Обосновывается выбор оптимальной унифицированной организационно-технической модели комплексной автоматизации ЛПУ Воронежской области. Рассматриваются перспективы развития предложенной организационно-технической модели комплексной автоматизации.

Информатизация деятельности учреждений здравоохранения уже давно стала не просто данью современных веяний, а насущной необходимостью. В первую очередь это связано с развитием на территории Воронежской области и других регионов России системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и реализацией программы госу-дарственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Обработка все время увеличи-вающихся массивов финансовой, медицинской и статистической информации стала возможна только с использовани-ем современных информационных и компьютерных технологий. Возрос не только объем информации - повысились требования к скорости ее обработки.

Все финансовые и большинство медикостатистических информационных потоков ЛПУ требуют информати-зации. С каждым годом вышестоящие организации такие как региональное управление здравоохранения, фонд ОМС, региональное управление государственной статистики, региональный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, региональное управление налоговой инспекции, отделение пенсионного фонда и дру-гие повышают требования к передаче так называемых "электронных отчетов" (т.е. отчетов в электронном виде). Не-уклонно растет роль электронного обмена данными между субъектами здравоохранения с применением электронной почты и Интернет.

В настоящее время каждое лечебно профилактическое учреждение в той или иной мере охвачено информати-зацией. В основной массе это локальные не взаимосвязанные между собой системы автоматизации различных направ-лений деятельности ЛПУ. Наиболее полно информатизацией охвачено направление взаиморасчетов ЛПУ со страхов-щиками по оплате медицинских услуг, оказанных в рамках территориальной программы ОМС. Практически инфор-матизация регионального здравоохранения охватывает лишь финансово-экономические службы ЛПУ: бухгалтерия, планово-экономический отдел, взаиморасчеты за медицинские услуги (страховая медицина). Как уже было сказано ранее, это связано с тем, что данные службы не могут обходиться без компьютерной обработки соответствующих ин-формационных потоков.

МУЗ "Новоусманская ЦРБ Воронежской области" имеет семилетний практический опыт последовательной комплексной автоматизации своей деятельности. Начиная с 1996 г. в Новоусманской ЦРБ ведутся работы по разра-ботке и внедрению в лечебный процесс комплекса программных средств автоматизации деятельности лечебно-профилактического учреждения по профилям: флюорографические обследования, профилактические прививки, рент-генологические исследования, регистратура поликлиники, приемное отделение стационара, обязательное медицин-ское страхование (стационар, амбулаторная поликлиника, стоматология), клинико-эксперная работа, временная не-трудоспособность, первичный выход на инвалидность, медицинская статистика. Программные средства автоматиза-ции вышеперечисленных профилей деятельности ЛПУ объединены в интегрированный программный комплекс (ИПК) "ФИРРС АРМ", сертифицированный Министерством здравоохранения России. Полностью автоматизирован документооборот бухгалтерии, планово-экономического отдела, отдела кадров, аптеки, разработана и внедрена систе-ма персонифицированного предметно-количественного учета медикаментов. С 1999 года постоянно действует офици-альный web-сайт медицинской информационной системы Новоусманской ЦРБ, расположенный по адресу http://web.vrn.ru/nusman/. На web-сайте представлена подробная информация как о программных разработках ЦРБ, так и об интеграции программных средств, разработанных сторонними организациями.

С самого начала создания система информатизации Новоусманской ЦРБ была задумана авторами как базовая система автоматизации типового ЛПУ регионов России, обслуживающего население. Об этом свидетельствуют соот-ветствующие отраслевые документы: сертификат Минздрава РФ . 229 от 11.04.1997 г. и свидетельство Минздрава РФ . 002 от 11.02.1999 г., в которых специалистами Министерства здравоохранения РФ дана рекомендация о по-строении на базе ИПК "ФИРРС АРМ" "общемедицинской территориальной информационной системы". Медицинская информационная система Новоусманской ЦРБ была высоко отмечена участниками Всероссийского совещания "Управление качеством медицинской помощи", проведенным Минздравом России 25-27 ноября 2002 г. в городе Во-ронеже.

Адаптируемость программных разработок к условиям ЛПУ России доказана успешным опытом внедрения ИПК "ФИРРС АРМ" как ЛПУ Воронежской области, так и в других регионах России.

Медицинская информационная система Новоусманской ЦРБ по достоинству оценена региональными органа-ми управления здравоохранения. Решением коллегии Главного управления здравоохранения администрации Воро-нежской области от 26.12.2002 . 17 всем ЛПУ региона рекомендовано "продолжить разработку и опытное внедрение автоматизированной системы Новоусманской ЦРБ в виде пилотного проекта".

Основной акцент сертифицированных Минздравом России программных разработок Новоусманской ЦРБ сделан на раздел медицинской профилактики как наиболее важное направление деятельности ЛПУ. В первую оче-редь, профилактическое направление деятельности ЛПУ представлено проведением массовых флюорографических обследований и иммунопрофилактикой обслуживаемого населения. Автоматизация профилактического направления деятельности - одна из наиболее сложных в своем организационном решении задач для руководителей ЛПУ. По-скольку ЛПУ имеет дело с обслуживаемым населением, то для принятия эффективных решений руководителю ЛПУ необходимы реальные сведения о среднегодовых объемах произведенных флюорографических обследований и о ре-альных объемах произведенных профилактических прививок. Эти данные необходимы руководителям соответствую-щих подразделений ЛПУ для проведения оптимального планирования флюорографических обследований, проводи-мому всем категориям обязательного контингента взрослого приписного населения. Крайне важными проблемами для руководителей ЛПУ и, в конечном итоге, для пациента являются проблема недостаточного охвата населения профи-лактическими прививками, т.е. прививка не производится вовремя или не производится вовсе, а также проблема так называемой "гипериммунизации" - в этом случае пациент получает больше прививок, чем ему необходимо по инди-видуальному календарю. Благодаря регистрации персонифицированных данных произведенных населению профилак-тических прививок, а также применению технологии стандартных и индивидуальных календарей вакцинации в ин-формационной системе ЛПУ, эти проблемы могут быть успешно решены. Более того, использование информацион-ной системы является единственным решением проблем недостаточного охвата населения профилактическими при-вивками и " гипериммунизации" населения. Врач, обладая реальными сведениями о произведенных пациенту профи-лактических прививках, а также о запланированных прививках, сможет вовремя принять правильное решение о необ-ходимости вакцинации каждого пациента.

Комплексный подход, примененный в системе автоматизации ЛПУ, является, пожалуй, главной "изюминкой" программных разработок Новоусманской ЦРБ. Комплексность программных решений Новоусманской ЦРБ заключа-ется в использовании единой информационной среды для всех автоматизированных рабочих мест. Единая информа-ционная система состоит следующих основных составляющих:

  • регистр населения, приписанного к ЛПУ, и обслуживаемого "иногороднего" населения;

  • функциональные регистры данных, к которым относятся регистр флюорографических обследований, регистр профилактических прививок, регистр случаев обслуживания и других;

  • базовые и вспомогательные классификаторы и справочники, к которым относятся международный клас-сификатор заболеваний (10 пересмотра), справочники регионов России, населенных пунктов и улиц ре-гиона, имен и отчеств пациентов, результатов рентгенофлюорографических обследований, целей обраще-ния, результатов обслуживания и многие другие.

Комплексный подход достойно дополняет принцип функциональной модульности программных про-дуктов, построенных по принципу так называемых АРМ - автоматизированных рабочих мест: АРМ админи-стратора информационной системы, медрегистратора регистратуры амбулаторной поликлиники, врача-рентгенолога, врача-эпидемиолога, врача приемного отделения стационара, врача-медстатистика - далеко не полный перечень АРМ, реализованных в Новоусманской ЦРБ. Естественно, поскольку все АРМ используют единую информационную систему, каждый работник ЛПУ имеет доступ как к данным пациентов, так и дан-ным истории их обследований и заболеваний. Эта возможность информационной системы ЛПУ существенно сокращает время принятия правильного решения лечащим врачем в ходе диагностики и лечения пациента, что во многих случаях жизненно необходимо.

Одним из важных элементов управления медицинской информационной системы ЛПУ является система ад-министрирования. Система администрирования информационной системы позволяет руководителям ЛПУ реально управлять процессами, происходящими в ней. Управление процессами в медицинской информационной системе ЛПУ осуществляется при помощи коррекции прав пользователей - работников ЛПУ. Возможность коррекции прав пользо-вателей позволяет рационально организовать работу работников ЛПУ и, что не менее важно, исключить несанкцио-нированный доступ к данным информационной системы ЛПУ пользователей, незарегистрированных в системе. Сис-тема администрирования информационной системы Новоусманской ЦРБ имеет не только стандартную групповую систему прав (профилей) пользователей (группы прав - "администратор", "врач", "медрегистратор" и т.п.), но и по-зволяет построить систему прав пользователей - индивидуальную для каждого работника ЛПУ.

Таким образом, за счет применения комплексного подхода к автоматизации такую медицинскую информаци-онную систему ЛПУ можно назвать корпоративной информационной системой нижнего уровня. Информационная система ЛПУ полностью самостоятельна, поскольку черпает сведения из паспортных данных обслуживаемого насе-ления, обследований населения, а также из результатов собственной деятельности. Медицинская информационная система позволяет руководителям ЛПУ подавать сводные данные для информационной системы верхнего уровня, которыми являются информационные системы органов управления здравоохранения, фонда медицинского страхова-ния, органов государственной статистической отчетности, налоговой инспекции и др.

Активное применение современных информационных технологий в деятельности Новоуманской ЦРБ позво-лило добиться следующих результатов:

  • сформировать регистр приписного взрослого и детского населения Новоусманского района Воронежской области - 65 932 человека, регистр "иногороднего" населения - 8 342 человека;

  • полностью автоматизировать:

    • документооборот рентгенофлюорографической службы (среднегодовой объем - 32 000 флюорогра-фических обследований и 9 000 рентгеновских исследований);

    • документооборот службы иммунопрофилактики детского и взрослого населения (среднегодовой объ-ем - 30 000 произведенных профилактических прививок);

    • документооборот регистратуры амбулаторной поликлиники;

    • документооборот приемного отделения стационара;

    • документооборот клинико-экспертной комиссии ЛПУ (среднегодовой объем - 11 000 случаев вре-менной нетрудоспособности);

    • процедуру взаиморасчетов всех видов ЛПУ территории обслуживания по медицинским услугам, ока-зываемым населению в рамках территориальной программы ОМС (среднегодовой объем - 60 000 та-лонов амбулаторного пациента и пациента дневного стационара, 12 000 карт выбывшего из стацио-нара и 21 000 стоматологических талонов);

    • деятельность бухгалтерии, отдела кадров, планово-экономического отдела, аптеки;

  • добиться реального снижения процента отказов менее 1 % в денежном выражении от общего объема выставленных к оплате счетов;

  • автоматизировать документооборот службы медицинской статистики.

Новой разработкой, внедренной в отделениях стационаров ЛПУ, является программный модуль персонифи-цированного предметно-количественного учета медикаментов (ПКУМ). Этот комплекс полностью интегрирован в информационную систему ЛПУ и взаимосвязан с регистром обслуживаемого населения и регистром карт стационар-ного больного.

В настоящее время в Новоусманской ЦРБ автоматизировано более 45 рабочих мест, создана и активно разви-вается локальная вычислительная сеть, позволяющая работникам использовать данные единой информационной сис-темы ЛПУ, расположенной на центральном компьютере (сервере), подготовлены квалифицированные медицинские кадры, умеющие использовать все преимущества системы автоматизации. В 2002 г. в Новоусманской ЦРБ введена штатная должность заместителя главного врача ЦРБ по информационному обеспечению, в обязанности которого вхо-дит решение вопросов, связанных с комплексной информатизацией ЦРБ.

Автоматизация деятельности бухгалтерии, планово-экономического отдела и отдела кадров ЛПУ предусматривает решение следующих задач: расчет заработной платы сотрудников, ведение главной бухгалтерской книги, учет платных медицинских услуг, тарификация, аптека (учет прихода/расхода медикаментов). Поскольку в нашей стране существует рынок систем автоматизации всех вышеперечисленных задач, то нет необходимости заниматься самостоятельной разработкой такого программного обеспечения, что потребует большого времени и существенных материальных затрат. В деятельности Новоусманской ЦРБ активно используются пакеты готового прикладного программного обеспечения: "1С-Предприятие: версия 7.7" фирмы "1С" (г. Москва) и "Аналит: Аптека ЛПУ" фирмы "Аналит" (г. Москва).

В соответствии с приказом Главного управления здравоохранения администрации Воронежской области . 332 от 30.07.2002 "О введении в учреждениях здравоохранения предметно-количественного учета медикаментов" од-ной их наиболее важных задач информатизации ЛПУ является задача автоматизации деятельности аптеки и ее разви-тия до уровня персонифицированного предметно-количественного учета медикаментов. Реализация этой задачи явля-ется решением проблемы персонифицированного учета всех лекарственных средств, расходуемых в стационарах ЛПУ и передачи этих сведений на верхний уровень - в региональные органы управления здравоохранения. Созданная и внедренная в Новоусманской ЦРБ система персонифицированного учета медикаментов состоит из 3-х основных бло-ков:

  • аптека-склад - позволяет производить учет поступающих на аптечный склад ЛПУ медикаментов и их расхода по отделениям стационаров и льготную аптеку. Данная задача решена с использованием программного продукта "Аналит: Аптека ЛПУ" партнеров фирмы "Аналит" (г. Москва). Использование ПП "Аналит: Аптека ЛПУ" по-зволяеи автоматически учитывать приход и расход медикаментов в информационной системе бухгалтерии ЛПУ;

  • персонифицированный учет медикаментов в отделениях стационаров ЛПУ (включая учетом медикаментов, при-обретенных за счет личных средств пациента);

  • персонифицированный учет расхода медикаментов, выписанных всем льготным категориям пациентов ЛПУ ам-булаторно.

Созданная и внедренная в Новоусманской ЦРБ система персонифицированного учета медикаментов полно-стью обеспечивает все потребности ЛПУ, а также позволяет передавать на верхний уровень как стандартные отчеты о расходе медикаментов, так и оперативно отвечать на произвольные информационные запросы.

Таким образом, использование всех вышеперечисленных элементов комплексной автоматизации ЛПУ позво-лило Новоусманской ЦРБ вплотную подойти к реализации завершающего этапа информатизации - создания компью-терной истории болезни пациента. Реализация задачи компьютерной истории болезни пациента позволит руководите-лям и работникам ЛПУ:

  • оперативно получать полную информацию по конкретному случаю заболевания пациента, а также информацию по всем предыдущим случаям заболевания пациента (истории болезни пациента);

  • лечащему врачу или консилиуму врачей на основе компьютерных данных оперативно принимать правильные и своевременные решения, что увеличит эффективность лечебного процесса;

  • упразднить процедуру ввода данных карты выбывшего из стационара медрегистраторами, поскольку все необхо-димые данные о закрытом случае будут вводиться в компьютерную историю болезни как лечащим врачем, так и сотрудниками соответствующих служб ЛПУ.

В заключении следует обратить внимание руководителей ЛПУ на важность применения медицинской информационной системы для повышения эффективности деятельности ЛПУ. Комплексная информатизация учреждений здравоохранения регионов России позволяет:

  • оптимизировать организацию и усилить результат профилактической работы ЛПУ;

  • повысить эффективность лечебно-диагностического процесса;

  • оптимизировать процесс и результат финансово-экономической деятельности;

  • исключить рутинную ручную обработку информации на бумаге;

  • реально упростить обработку информационных потоков всеми категориями работников ЛПУ;

  • существенно упростить процесс и многократно повысить скорость информационного обмена сведениями между субъектами здравоохранения и другими сторонними организациями;

  • усилить действенность и повысить оперативность принятых управленческих решений;

  • быть реальной основой обеспечения охраны здоровья населения на современном этапе.

в начало